Я уже несколько раз приезжал в Канаду и успел многое повидать в её восточных провинциях (так канадцы называют области), путешествуя в туристских автобусах и автомобилем. Приезжему прежде всего бросается в глаза экзотика, то, что не увидишь в своей стране. Ещё не добравшись до цели путешествия, до музеев, парков, мест развлечений и иных достопримечательностей, прежде всего знакомишься с дорогами. В Канаде повсюду проложены хайвэи – широкие шоссе с движением в три или четыре ряда, з развязками на пересечениях дорог, позволяющими не останавливаться в пути перед светофорами (их нет), с остановочными пунктами расположенными вдоль трассы. Вот с остановочного пункта, пожалуй, и надо начать. Туристские автобусы в Канаде никогда не останавливаются всюду, где заблагорассудится, нет этого “мальчики налево, девочки направо”, ведь вокруг чаще всего распростираются частные владения, поля фермеров. Перекусить в дороге, посетить туалет, можно исключительно в остановочных пунктах. В них есть буфет, информационный центр, где можно запастись картами и схемами, туристскими буклетами и планами городов, сувенирами, вещами, необходимыми в дороге. Остановочные пункты содержат частные владельцы. Многие из них придумывают что-нибудь особенное, что туристы могут дополнительно посмотреть. Первый такой пункт (он потому и запомнился, что был первый) встретился мне по пути из Торонто в Монреаль. У него было своё название – «The Big Apple» (Большое яблоко). Как опознавательный знак этого пункта высилось на краю дороги огромное оранжевое яблоко-копия. Оно полое внутри, там расположена бывает обычно какая-нибудь экспозиция. Можно по винтовой лестнице подняться наверх, посмотреть на окрестности со смотровой площадки. Рядом стоит двухэтажный дом собственно остановочного пункта. Около него – детская площадка с забавными фигурками зверей, а чуть дальше мини-заопарк в загородке, в котором пасутся ламы, овечки, козы, ослики, в пруду плавают лебеди, возле него важно вышагивают павлины. В этом есть свой смысл. Туристы могут полюбоваться животными, подышать свежим воздухом, ожидая, пока все вернутся к автобусу.
Вдоль дорог много полей, засеянных кукурузой, пшеницей, рапсом, льном, капустой, есть там и широкие картофельные поля, садовые участки. Чуть в стороне от шоссе стоят двухэтажные фермерские особняки с огороженными или открытыми приусадебными участками. Я заметил, что очень многие фермеры украшают эти дворики своеобразным символом, знаком хозяйства в виде устаревшего сельскохозяйственного оборудования. Он может дать понять, что хозяева живут здесь давно, что их предприятие стабильно и имеет давние традиции. Чего только не увидишь, проезжая мимо фермерских домиков! Плуги, косилки, грабилки, сеялки, тракторы, телеги, кабриолеты, иногда просто колесо от телеги, порой попадаются редкостные экземпляры тракторов 40-50-х годов, даже паровые локомобили. Я не выдержал и попросил остановиться у стоявшего на обочине гусеничного трактора «Катерпиллер», который в довоенные годы был скопирован в СССР и выпускался под названием Сталинец». Да, действительно, точная копия. Такие тракторы я ещё видел в своём деревенском детстве.
Канадцы очень любят старину, стараются её сохранить, даже создают частные музеи и музейчики. Мы посетили один такой придорожный частный музей старинных (до 1914 года) механческих транспортных средств (The Horseless Carriage Museum), созданный фермером Россом Беннетом. Это его пожизненное увлечение ещё с детских лет. Беннет собрал и разместил в большом сарае множество автомобилей, велосипедов, а также того, что относится к обслуживанию техники: гаечные ключи, маслёнки, канистры, дорожные и номерные знаки, Попутно Беннет собрал много бытовых предметов, среди них особый интерес представляют действующие музыкальные шкатулки. На одной из них, использующей бумажную пефорацию, был записана мелодия старинной русской песни «Разлука». Хозяин этого не знал, я был первый, кто просветил его по поводу этой мелодии. Это действительно уникальный музей. Сведения о нём интересующиеся могут найти в интернете.
Но вернёмся к дорогам. Почту фермеры традиционно получают от почтальонов, которые бросают корреспонденцию в придорожные почтовые ящики. Хозяева стараются сделать оригинальными и этот непременный атрибут фермерского коттеджа. Я видел ящики в форме бочки, птицы, коровы, домика, скворечни, автомобиля, самолёта. Вообще, хозяева придорожных коттеджей, фермеры стараются обратить внимание на свои участки самым разным способом. Очень многие выставляют у фхода скульптурные изображения: львов, собак, птиц, ангелов, иногда целые композиции из животных, камней, специально построенных домиков. И ещё – повсюду, в том числе и возле частных построек, развеваются канадские флаги. Их видишь иногда не только возле зданий, но и в чистом поле. Некоторые флаги бывают очень больших размеров.
Не только фермеры, но и жители городов чтят ещё одну интересную традицию. Когда в семье рождается ребёнок, то у входа в коттедж ставится изображение аиста, с указанием имени и фамилии новорождённого, его родителей, ещё одна надпись приглашает посетить дом, проведать новорождённого.
Вдоль дороги, особенно там, где заканчивается равнинная местность и начинаются горы, где хайвеи прорезают скалы, часто можно видеть сложенные из плоских необработанных камней своеобразные гурии в виде человеческой фигуры: обозначены ноги, руки, голова. Когда я позже ездил севернее, то такие обычно небольшие с ооружения попадались мне на глаза на каждом шагу, особенно на больших валунах вдоль трассы. Я спросил у экскурсовода Ольги Каменяр, с которой ездил по маршруту Торонто-Монреаль-Квебек-Оттава, что это за фигурки, имеют ли они какое-то значение, название. «Да, – ответила она, – это инукшук». Что это такое я узнал и от неё, и позже, более подробно, из интернета. Инукшу́к (англ. Inuksuk; мн.ч. инуксуит; также распространён вариант инуксук, англ. Inukshuk) — каменная фигура в культуре канадских индейцев- инуитов. В буквальном переводе с инуктитута слово «инуксук» означает «замещающий человека». Инукшук – это герой индейского этноса, каменный человечек. Он почитается эскимосами, калатидами, инуитами и другими народами, проживающими на севере Канады, в Гренландии. Аборигены племени инуитов отмечали такими скульптурами значимые места и использовали их в качестве указателя. У инуитов (аборигены, жившие на севере Канады) эти скульптуры фактически являлись “дорожными знаками”. Ими отмечали значимые места (территории для охоты, хранилища продуктов), а также использовали в качестве указателя, в том числе в навигации. Кроме направления, они еще указывали путникам и на то, что здесь уже ступала нога человека, а значит условия, хоть и суровы, но пригодны для выживания.
Исследователи различают от восьми до 24 видов инукшуитов. Они создаются в разных формах (обычно это отдельный камень или стопка камней, уложенных друг на друга), разных размеров (от 0,5 метра высотой до 2 метров в ширину). Причем эти фигурки держатся без какого-либо специального крепления, просто за счет массы и формы самих камней. Ставились они с разными целями: для указания дороги, сообщения об опасности, обозначения почитаемого места (в том числе и как памятники умершим) или склада провизии, в качестве помощников в охоте на карибу. В последнем случае столбы-инукшуки, каждый из который сложен из нескольких глыб, расставляются вдоль сходящихся линий вдоль пути миграции стада карибу. Предполагается, что карибу пугаются инукшуков и бег стада направляется таким образом к охотничьей засаде. Вершины столбов инуиты увенчивают пучками «кассиопеи четырёхгранной» (Cassiope tetragona), стелющегося арктического кустарника, имитируя человеческие волосы. Инуксуиты, служащие указателями направления, возводятся на возвышениях, чтобы их было видно над снеговыми наносами. В качестве памятников выступают, в частности, инуксуит на острове Илувирктук недалеко от Кейп-Дорсет — в этом месте в 1940 году был кровопролитный бой между инуитами из двух поселений, и в память о каждом из убитых был воздвигнут отдельный инукшук. Мемориальные инуксуиты воздвигнуты о павших солдатах-инуитах в Кандагаре (Афганистан) и на пляже Джуно в Нормандии. Инуксуитам также приписываются мистические силы. Инукшук, которому придана форма человеческого тела, называют инунгуак (англ. Inunnguaq, «подражающий человеку»). «Канадская энциклопедия» называет инунгуаки поздним развитием идеи инуксука, возможно, появившимся уже после прихода в Северную Америку европейских китобоев в XIX веке. Археологи предполагают, что первые инуксуиты воздвигались в дорсетскую эпоху, во II тысячелетии до новой эры. После того, как инукшук создан, инуитская традиция запрещает его разрушать, и многие инукшуки регулярно обновляются. Это позволило многочисленным инукшукам простоять с древности до наших дней. И сейчас они очень популярны в Канаде. В 1986 году гигантский инукшук был украшением павильона Северо-Западных территорий на Всемирной выставке в Ванкувере. Статуя, получившая название Илаанак, была создана мастером Элвином Канаком. Позже она была передана в дар городу Ванкуверу. С тех пор это самая любимая достопримечательность горожан. Инукшук, расположенный в Ванкувере – символ мощи, силы и веры народа Канады. С тех пор этот символ укрепился за Канадой. В 1999 году, с созданием территории Нунавут в составе Канады, изображение инукшука было размещено на её флаге и гербе. Компания «Кока-Кола» получила разрешение на использование изображения инукшука на своей продукции, так как это способствовало распространению информации о Нунавуте. В двух из 11 национальных парков Нунавута инуксуиты находятся под охраной государства. В частности, с 1969 года охраняется большое скопление инуксуитов в парке Энуксо-Пойнт на юго-западе Баффиновой Земли.
Инунгуак по имени Иланаак (в переводе с инуктитута «Друг» или «Дружба») был избран официальным символом Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере. Автором скульптуры была Елена Макгрегор, дизайнер из Ванкувера.
Инуиты, создавшие инукшук, являлись коренным народом Британской Колумбии, на территории которой сейчас и располагается Ванкувер. Таким образом, народу и его святыне, которая помещается на берегу Английского залива, было отдано должное почтение. Благодаря Олимпиаде в Ванкувере-2010, инукшук окончательно был признан мировым сообществом как один из символов страны. Использование в качестве символа традиционных каменных скульптур коренного населения символизирует связь между прошлым и настоящим, а также дружбу и сотрудничество. Инукшук был также избран талисманом Саммитов Америк – регулярных собраний демократически избранных глав государств и правительств Западного полушария. Они ставятся теперь и возле фермерских усадеб, в городах, возле общественных зданий. Недавно три инукшука соорудили на территории аэропорта Пирсон в Торонто. Красивый инукшук высится в парке Торонто на берегу озера Онтарио. Есть инукшуки на канадских монетах, сувенирах, их изображения встречаются в витринах магазинов, на майках, рекламных буклетах. На пляжах много инукшуков, сделанных как мастерами-любителями, так и отдыхающими. Мне инукшуки настолько понравились, что я сам сделал настольный сувенир-инукшук из плоских камешков, найденных у озера Онтарио. Ну не покупать же камни в магазине!
Инукшук – местный символ, он мало известен за пределами страны. Едва ли не первый «прорыв» из этой неизвестности был сделан совсем недавно, когда состоялось открытие скульптурной композиции в виде инукшука в качестве дара Канады к 300-летию Петербурга. Как сообщала пресс-служба Генконсульства Канады в Петербурге, такая «зимняя» дата выбрана неслучайно. «Мы хотим подчеркнуть, что Россию и Канаду объединяет уникальное достояние – просторы Севера, которые наши страны призваны сохранять и осваивать – сказала Генеральный Консул Канады в Санкт-Петербурге г-жа Анна Биолик, – поэтому и дар Канады символичен. Решение правительства Канады преподнести Инукшук в дар северной столице было объявлено Премьер-Министром Канады Жаном Кретьеном во время его визита в Петербург в мае 2003г. Администрация города поддержала это предложение и определила наиболее подходящее место для инукшука – Институт Народов Севера при РГПУ им. А.И. Герцена. Открыт он 3 декабря 2003 года у Института народов Севера Российского государственного педагогического университета (РГПУ). Место для скульптурной композиции выбрано не случайно: уникальный учебный центр существует в РГПУ более 70 лет. Здесь преподают 24 языка северных национальностей. Открытие скульптуры-инукшука прошло в рамках первого официального визита в Санкт-Петербург Чрезвычайного и Полномочного Посла Канады в РФ. Автор работы – скульптор Дэвид Рубен Пиктокун.
Вдоль дорог размещается на больших щитах много рекламы, иногда они стоят в чистом поле, даже поодаль от трассы. Но рекламный текст, видимо, постоянно обновляется, потому что старых, ободранных, поваленных ветром реклам не видно. Проезжая городки, посёлки, можно видеть, как перед некоторыми коттеджами выставляются столы, нна которых разложены предметы быта, которые хозяевам уже не нужны и они хотят сбыть их по сходной цене, совсем недорого. Это или электроприборы, или инструменты, или украшения. Это называется сейл. Он устраивается по определённым дням. Точно так же хозяева могут выставить в определённые дни возле дома ненужные вещи, за которые они уже не надеются ничего выручить: устаревшую мебель, настенные часы, картины, ширмы. Проезжающие могут забрать себе что-либо из этих вещей. А то, что никто так и не возьмёт, назавтра забирает специальный грузовик и увозит на свалку. Также в определённые дни (обычно по пятницам) хозяева выставляют утром возле своих жилищ баки с мусором. В течение дня их содержимое перегружают в мусоровоз. Под двери дома регулярно подбрасывают пачки рекламных буклетов.
Вдоль дорог и в поселениях можно видеть старую военную технику. Возле военного училища в городке Лондон я видел американский танк времён Второй мировой войны «Шерман», возле аэропорта в Сарнии – реактивный самолёт времён Корейской войны «Сейбр». Возле порта Эри недалеко от Ниагары стоит на валу и грозно смотрит в сторону Америки русская чугунная пушка времён Крымской войны, захваченная канадцами при осаде Севастополя. Не обошло Канаду и увлечение городской скульптурой. Она бывает самых причудливых форм, навеянных богатой фантазией. Но это уже тема отдельного рассказа. Но ещё хочется сказать про то, что ездит по дорогам Канады, про те виды транспорта, которые видишь в пути