Дзьмухавец 16
Дыскусія:
праблемы навукі і адукацыі

Проблемное поле филологического образования

Татьяна Шамякина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории литературы Белорусского государственного университета.

Автору данной статьи приходилось не раз в течение последних лет писать о проблемах образования. К сожалению, проблем не становится меньше, и прежние не решаются. Потому позволю себе напомнить о поставленных мною ранее вопросах.

Самая главная проблема – исчезновение познавательного интереса, познавательного импульса у студентов. Он не закладывается в школе. Потому наши студенты поражают незнанием самых элементарных вещей. Пример из практики преподавания последнего времени, 2018/2019 учебного года: студенты 1 курса не знали, где протекает Днепр. Студенты-заочники не могли на слайдах определить ни одного храма Минска. Студенты 3 курса не знали, кто такой П. М. Машеров.

Позволю себе привести выдержки из моей статьи «Базовые идеологические постулаты и проблемы гуманитарного образовании в Беларуси».

«Знание истории у студентов 4 курса отделения белорусской филологии проверялись в процессе преподавания дисциплины «История и теория мировой культуры» по теме «Советское и зарубежное киноискусство». Из-за недостатка места скажу об анализе советских кинофильмов. Хотя оценки зарубежных лент также интересны. Оказалось, молодые люди представления не имеют о странах народной демократии, которые параллельно с СССР строили социализм и киноискусство которых было на достаточно высоком уровне. Получается, что о таком явлении, как мировая система социализма, в школе вообще не упоминается.

Остановлюсь на советских киношедеврах, которые все же довольно часто показываются по телевизору, хотя и не по основным белорусским каналам (Там на 95 % – продукция Голливуда или российские боевики и слезливые мелодрамы, которые невозможно отличить друг от друга.)

Итак, «Кубанские казаки». По оценкам студентов, «сплошная лакировка». Да, действительно, так фильм подается в постсоветской критике, ведь его ставил Иван Пырьев, любимец коммунистических властей. Но детям в голову не приходит, что в послевоенное время измученному народу нужны были яркие и жизнерадостные ленты, что в любом художественном образе, самом по себе, заключено идеальное начало, некий высокий образец. Наконец, разве в голливудской продукции, широко пропагандируемой по белорусскому ТВ, особенно по первому каналу, мы не видим сплошное «сусальное золото»?

Оценку фильмам студенты давали, отвечая на конкретные вопросы, которые облегчали их задачу анализа и одновременно призваны были развивать наблюдательность. На вопрос «Что удивило?» в фильме «Кубанские казаки» ответ таков: удивило то, что в советское время были конские скачки. Этого просто, по мнению молодых людей, не может быть – ведь скачки – развлечение, а в СССР только работали, причем в ГУЛАГе.

В фильме «Близнецы» одну из студенток удивило то, что электромонтер – женщина. Даже в голову не пришло, что фильм снят в 1945 году, мужчины находятся на фронте, потому женщины вынуждены овладевать мужскими профессиями. Меня, в свою очередь, безмерно удивило то, чему удивились студенты.

В разговоре о замечательном фильме «Весна на Заречной улице» никто не обратил внимания на знаковые вещи, типа празднования «нового года» по случаю досрочного выполнения годового плана или вселения учительницы в новую квартиру. Студенты видят только то, что хотят видеть, то, что в них заложено школьными учителями и Интернетом.

Культовый советский фильм «Карнавальная ночь». И. о. директора Дома культуры Огурцов подается как воплощение черт советского человека. Не молодые люди, сотрудники ДК, стремившиеся сделать веселый праздник, а именно он! Хорошая студентка, отличница, написавшая это, представления не имеет о сатире, о критике бюрократизма, высмеивании невежества и бахвальства? Конечно, на четвертом курсе ей все это прекрасно известно, но такова зашоренность сознания.

Другая студентка написала, что Огурцов – это пародия на Л.И. Брежнева. Вот знание истории! Брежнев, конечно, в 1956 г. был чиновником довольно высокого ранга, но совершенно неизвестным в народе до своего воцарения на вершине власти в 1964 г. И, кстати, он никогда не слыл бюрократом и формалистом. Пусть не очень образован, но натура широкая, человек обаятельный. Характерно, что студенты абсолютно не представляют время правления разных руководителей государства. Для них все советские периоды сливаются в один ГУЛАГ. Это тем более удивительно, что уже пройдены основные курсы истории русской и белорусской литературы. Но в этих сквозных курсах снова-таки не исторические реалии оказались важны, не показ общества во всех его противоречиях и динамике развития, а развенчание тоталитарного прошлого.

В результате студенты не имели представления, что в фильме «Красные листья», где действие происходит в Западной Белоруссии под властью буржуазной Польши, описана реальная биография Сергея Притыцкого. Об этом человеке, живя в Беларуси, вообще никто из молодых людей не знал! Факт тем более непростительный, что одним из авторов сценария ленты был замечательный белорусский поэт Аркадий Кулешов, значит, фильм должен был быть упомянут преподавателем в рассказе о творчестве мастера.

Фильм «Экипаж». «В нем, – отмечают студенты, – множество моментов, о которых не принято было говорить в советское время». А откуда вы знаете, что было «не принято»? А все же здесь сказано. Как сказано во многих других советских фильмах. Нигде этот критический пафос решительно не замечается. Например, о хорошем фильме «Дело было в Пенькове» студенты написали, что он «пропагандирует советский образ жизни». А если просто описана жизнь как она есть, кстати, со многими недостатками?

Все советские фильмы – это картины прошлой жизни, документы времени, которые нельзя ни подделать, ни уничтожить, ни заменить фальшивкой, – история как она есть. В отличие от современных имитаций и сплошных выдумок там сохранены реальные черты эпохи. Потому они и были предложены студентам для просмотра. Однако дети живут в фантастическом виртуальном мире. Наши люди вообще все больше привыкают к вымыслу.

Светлый фильм «Дом, в котором я живу» заклеймен тоталитаризмом и сталинизмом. Явно прочитано в интернете. Однако в чем они, тоталитаризм и сталинизм? В том, что люди бесплатно получали квартиры? Были патриотами своей родины? Ответа нет.

Фильм «Доживем до понедельника». Совершенно не обращено внимание на важные, ключевые моменты воспитания и образования, проблемы школы, актуальные и сегодня. Зато отмечено, что квартира учителя Мельникова обставлена бедно. В чем же бедность? Скромность. Но она была характерна и вообще для того времени, и для настоящих интеллигентов типа героя Вячеслава Тихонова.

Прекрасный фильм «Мужики». Указано на бюрократизм советской системы опеки над детьми. Знают ли современные студенты о нынешней ювенальной юстиции в странах Европы? Оказалось, не знают, впервые слышат. Но все познается в сравнении. Да и вовсе не бюрократка представительница органов опеки в фильме. Кроме того, всех студентов поразило, что Павел пошел в магазин и легко купил пальто для дочери. А в СССР же – сплошной дефицит…

Несколько студентов написали, что не верят в белую форму советских милиционеров. Слишком, дескать, красиво, празднично. Это что-то запредельное! Да как бы народ в то время смотрел фильмы, если бы в них милиционеры выступали ненормально одетыми? Я сама помню их белую летнюю форму. Но логика отсутствует у наших детей, воспитанных телевизором и интернетом.

Иначе говоря, студенты не принимают реализм советских фильмов, полагая, что все это – тоталитарная пропаганда…»

Неоднократно доказано, что в современных людях чрезвычайно сильна зависимость от чужого мнения, от СМИ, интернета – до такой степени, что внедрить психологическую установку можно иногда одним словом, а ввести в мозг новую программу – одной фразой. В этих условиях особенно возрастает роль государственных структур и патриотической интеллигенции, заинтересованных в полноценном, образованном и сознательном населении.

Конечно, изменить уже внедренную в человека ментальную программу бывает очень сложно, но все же с молодыми это возможно – они еще не утратили свежесть восприятия и способность выбирать… Тут, кстати, огромную роль играет образное, красивое, метафорическое художественное слово, в целом воздействие на сознание людей искусства в его лучших классических образцах.

Хорошая книга, умное кино, реалистическая живопись возвращают приученных к виртуальному миру пользователей Интернета к реальности, а значит, приучает и к здравому смыслу, которого сегодня очень многим не хватает.

О воспитании эстетического вкуса молодого поколения вообще никто не заботится. Даже сами термины «эстетический вкус», «художественное образование», кажется, полностью исчезли из педагогики.

Что касается креативности современных молодых людей, то немало среди них и поэтов, и изобретателей. Ведь пока еще студентам есть у кого учиться. В Беларуси сам Президент поддерживает юные дарования, существует его фонд, в течение года неоднократно устраиваются конкурсы, смотры, выставки достижений школьников и студентов. Они радуют. И все же очень многие из их разработок – вторичны, хотя, конечно, нужны. Например, разного рода новые компьютерные программы для многих сфер жизни. В 2017 г. учащийся гимназии № 6 г. Минска Владислав Горбач создал 3D-принтер на основе школьных парт. Или, скажем, в Санкт-Петербурге активные туристы построили настоящий корабль-драккар для плавания на нем по рекам России. Мои студенты восхищаются. Да только я помню точно такой же опыт лет тридцать назад – строительство молодыми энтузиастами корабля викингов и путешествие на нем по пути «из варяг в греки», благо границы государств тогда не нужно было пересекать, и Днепр воспринимался общей рекой для русских, белорусов, украинцев.

Вообще многие изобретения нынешних молодых и даже маститых технарей мне помнятся по советским журналам «Техника – молодежи», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Знание – сила». Особенно прорывными были научные идеи, технологии, технические разработки в 1960-х гг. На них-то нынешний прогресс, все те бытовые удобства, среди которых сегодняшнее поколение привыкло жить, и взошел.

В настоящее время явственен отказ от по-настоящему масштабного прогресса.

Суррогаты в науке, в образовании, в любой сфере – вместо подлинно значительных проектов, которые облегчили бы душевную жизнь людей и сменили парадигму общественного развития.

Не просто насаждаются суррогаты – уничтожается красота; ломка традиций и издевательство над авторитетами идут по всем направлениям.

Глушению здравомыслия активно способствует и разного рода наукообразный спам. Вдруг начинают опровергаться все ранее признанные в науке положения. Особенно много покушений на историю. Помню, в начале 1990-х годов, то есть уже при новом строе, на всех уличных книжных лотках валялись книги о «новой хронологии» академиков Фоменко и Носовского. Ловко манипулируя математическими и астрономическими данными, они доказывали, что Античности вообще никогда не существовало, ее выдумали в Ватикане, что Христос жил на тысячу лет позже признанной даты, что Александр Невский и хан Батый – одно и то же лицо, а Иван Грозный – это, на самом деле, четыре разные личности.

«Новая хронология» и сегодня продолжает популяризироваться. Сенсационными сведениями, которые оглушают читателя и зрителя, забивается элементарный здравый смысл, игнорируются данные археологии, геологии, многих других наук. Человечество лишают настоящих знаний об истории».

Чрезвычайно сложная проблема нашего времени – чему и как учить молодежь?

Далее следует большой отрывок из моей статьи «Инфляция классического образования».

«В связи с неустойчивым равновесием, общей нестабильностью, переходным периодом, встает вопрос – к чему готовить молодежь: к продолжающемуся неудержимому прогрессу с его нарастающими, как лавина, противоречиями или к возможным трудностям и аскетическому самоограничению ради сохранения общего дома – Земли?

Впрочем, и то и то – крайности. Путь, основанный на рациональности, непредсказуем, но он не обойдется без ограничения потребления. А каким будет общество будущего – загадка. И молодежь необходимо готовить не столько к умению приспосабливаться к непростым условиям, сколько к умению решать нестандартные задачи.

Иначе говоря, у системы образования, как и у науки, должна быть четко обозначенная цель, стратегия, определен путь развития, причем с учетом того, что управлять смоделированной историей, как пытаются властители мира, на самом деле, невозможно, она стихийна и может подбрасывать совершенно непредвиденные варианты событий, даже неправдоподобные сценарии.

Отсюда первый вывод, который можно сделать из наблюдений за текущей жизнью: нельзя в стратегии образования исходить из узко-прагматичных, лишь злободневных целей, хотя их, конечно, нужно учитывать и по мере возможности перекосы быстро исправлять.

И на вопрос о стратегии образования отвечу так: прививать любовь к своей стране, как это делается во всех государствах. Какими способами и методами – это задача для политологов, социологов, правоведов, филологов. Задача сложная, но выполнимая, если стараться.

Любовь начинается с уважения к своей истории, невероятно сложной и трагичной.

Однако чтобы постичь сложность, необходимы часы на изучение, на чтение соответствующих художественных текстов, на просмотр кинофильмов. Иначе, без постижения через образы, история не становится частью индивидуальной памяти человека, не входит в сознание, не закрепляется в нем. Учебники, даже самые лучшие, здесь, к сожалению, не помогают.

Да даже современность с ее проблемами ныне в сознание не входит – ее не пускают, отталкивают как досадную помеху в развлечениях. Многие молодые люди живут в виртуальном мире – игры, кино, спорт, анекдоты. Как я выяснила, подавляющее большинство студентов новостные передачи не слушают, не смотрят, изредка пробегут в Интернете. Какие сайты они открывают, в каких форумах участвуют – отследить совершенно невозможно. Это хаос. Такой же и в головах.

О приоритетах. 20 человек – бюджетный набор на белорусскую филологию в самом престижном университете республики, при наличии здесь мирового центра белорусистики, – позор для национального дела.

В Беларуси царит русский язык. Это данность. В переходе на белорусский не видят смысла ни служащие, ни техническая интеллигенция, ни широкие слои населения. Искусственно индуцированный массовый переход никому и не нужен. Это – крайность.

Но родной язык должен быть предельно уважаем. Для этого важно ввести хотя бы обязательный экзамен в базовой школе по белорусской литературе. А белорусская культура должна быть приоритетом всегда и во всем, пропагандироваться с особой симпатией и любовью.

Что мы можем сделать сегодня для поднятия престижа родного языка и культуры?

Каждый из нас должен задаться этим вопросом.

Язык как ничто другое связан с коллективным бессознательным, с генетической памятью, с крестьянским прошлым, с почитанием природы и любовью к родной земле, а нам нужно – как одно из приоритетных направлений – развивать производство продуктов питания, прививать уважение к сельскохозяйственному труду, увеличивать количество агрогородков и агроусадеб.

А ведь на развитие агропромышленного комплекса делается сегодня ставка. И это исключительно дальновидно в современных условиях. Думается, что обоснованные надежды мы возлагаем и на сферу услуг (в том числе и информационных), логистику и транзит, туризм и гостиничный бизнес.

Сегодня выйти на международный рынок со своими товарами и услугами очень непросто. Недаром ведущие мировые рекламные и маркетинговые агентства разрабатывают такие сложные, многоходовые планы по выходу того или иного продукта на рынок.

И специалисты, которые в этом задействованы, – как раз гуманитарии. Филологи, психологи, социологи, искусствоведы, культурологи, антропологи.

Гуманитарии работают на продвижение автомобилей, компьютеров, бытовой техники. Потому что технические характеристики товара сегодня вторичны. На современном этапе развития производства спрос не удовлетворяется, а формируется.

Чтобы заинтересовать покупателей своими товарами и услугами, необходимо сначала заинтересовать их своей страной. Ведь государство имеет определенный имидж, в том числе в качестве страны-производителя некоторой группы товаров. Отсюда расхожие представления, что «немецкая техника самая надежная», «итальянская обувь самая стильная» и т. п.

Страна, которая имеет определенный, продуманный и хорошо проработанный современный имидж, вызывает интерес покупателей, и тем самым имеет больше шансов продавать свои товары.

Поэтому нам надо прямо сейчас задуматься – выглядит ли дизайн отечественной продукции по-настоящему белорусским и притом – современным? Он может стать открытием рынка и войти в моду? Он вообще хотя бы узнаваем, отличается от дизайна продукции других стран?

Способна ли информация о современной Беларуси, о ее культуре, природе, жизненном укладе, доступная в зарубежной прессе и сети Интернет, вызвать настоящий интерес, желание приехать сюда и увидеть все своими глазами?

Готовы ли наши специалисты по маркетингу, по продвижению белорусских товаров на иностранные рынки заинтересовать, заинтриговать покупателей?

А ведь это – база. Это то, самое простенькое, что надо иметь на первом этапе. Не имея такого узнаваемого, эстетически проработанного образа страны, ее нельзя продвигать. Ведь именно образ и продвигается!»

А образ создается филологами! Отсюда вывод: не только обучать студентам языку и литературе, транслировать им наши знания, но и развивать эстетический вкус. А чиновникам помнить, что именно филологический факультет в университете – самый творческий из факультетов. Отсюда необходимость полной переделки планов и программ!

Таковы предварительные рассуждения автора о целях и приоритетах филологического образования.


Дыскусія: праблемы навукі і адукацыі

Олег Федотов. Профессура на обочине, или SCOPUS, оскопление науки и... национальная гордость
Энгельс Дарашэвіч. Адукацыя – не паслуга, а сутнасць і маральная аснова культуры...
Татьяна Шамякина. Проблемное поле филологического образования
Анна Квачек. Интернет: лекарство или яд?
Римма Ковалева. Души прекрасные порывы
Вячеслав Самохвал. Преподаватель - студент: перспективы диалога и реальность
Виола. Защиты дипломных работ: и скучно, и грустно, но и волнительно

P. S. Полина Евграфова. Чудеса во сне и наяву


Далей...