Кураторская вертикаль
Дамиан Беднецкий из Петровсада,
куратор и осчастливленный курируемый
На днях беседовал с одним студентом, который сетовал, что к ним в общежития ежемесячно заезжает куратор, ходит по комнатам и выискивает нарушения. Дескать, уже все взрослые люди, одно дело — учеба, другое дело — жилье.
Мне пришлось рассказать о Петровсадском опыте кураторства. И, чтобы наш опыт не затерялся в ухе моего недавнего собеседника, сегодня этим опытом поделюсь с общественностью.
Общераспространенная модель кураторства везде одинаковая и строится на вполне разумном заключении, что студент без посторонней помощи жить не умеет. В самом деле, еще вчера он был на хлебах да щах своих мамки и тятьки. А сегодня вынужден сам подбирать досол в супе, застилать кровать нужной стороной покрывала, утюжить брюки и штопать носки. Все мы замечали, как худает несчастный студент. Бывали случаи и смерти от истощения. Не случайны и наблюдения психиатров: пик заболевания анорексией выпадает как раз на студенческие годы. А недоедание приводит к недостатку питательных элементов в мозгу, что плохо сказывается не только на успеваемости (это дело сорок восьмое в современных реалиях нашего образовательного процесса), но и на всяком критическом мышлении. Студент начинает всовывать по сорок предметов в одну розетку, включать обогреватели на ночь и класть к себе в кровать, отчего ошпаривает пятки и вызывает пожары в общежитиях. Начинает увлекаться алкогольными напитками. Каждый же знает, что нельзя сдавать квартиру студенту — будет пить водку. Кроме того, без присмотра старших студент начинает ходить по мужикам и бабам.
Поводы для присмотра за студентом можно перечислять долго. Собственно, поэтому и сохраняется из веку в век институт кураторства. Уважающий себя доцент, профессор, будучи куратором, считает своим долгом посетить студента в общежитии. И дело даже не в том, что одно посещение дает преподавателю плюс 50 баллов рейтинга. Видеть, как студент умнеет на глазах, не оставит равнодушным ни одного человека. А студент всегда знает, к кому обратиться, если в магазине по соседству перестали завозить сыр, а где другой магазин, он еще не знает. Как вкрутить лампочку, как постирать носки, чтобы они не покрасили майку. С какой ноги начинать натягивать боты и с какой пуговицы начинать застегивать рубашку.
Но в Петровсаде не остановились на этом. Оказалось, что в хорошем житейском совете нуждаются и сами кураторы. Стыдно признавать, но если посмотреть на уклад некоторых наших доцентов, схватишься не только за сердце, но и за пятки с коленками. Поэтому доброй традицией стали кураторские посещения заведующими кафедрами своих старших преподавателей, лаборантов, доцентов и профессоров. Заведующие подсказывают профессорам, как настроить дома интернет. Какие сайты можно посещать, как оградить себя от пошлой информации. Доценты часто нуждаются в коррекции диеты, им заведующие сообщают и дробном питании, подбирают режим питания не хуже диетологов. Лаборанты, как показывает практика, вообще к жизни непригодны. Поэтому их заведующие посещают чуть ли не еженедельно.
Да и за заведующими присматривают свои кураторы — деканы и замдеканы. Известен случай, когда один заведующий регулярно приходил на факультет в нечистой обуви. При первом же посещении деканом профессора выяснилось, что путь к троллейбусной остановке пролегает через трижды заброшенное колхозное поле. На сэкономленные средства факультет приобрел заведующему гумовыя боты.
А деканы? Думаете они лучше? Однажды ректор дал одному декану дельный совет. Последний не знал, какой стороной ножа следует резать хлеб. Оттого декан был вечно голодным да давился огромными кусками батона.
Ректоров регулярно навещает министр образования со своими заместителями. Целью посещений является профилактика коррупционных проявлений, но поскольку они неискоренимы, министр зачастую помогает житейским советом — рассказывает, какой стороной на стену следует клеить обои, в каком углу приказа следует ставить подпись.
А председатель горсовета Петровсада курирует министров, которые плохо умеют заваривать чай и вечно не угадывают, сколько бальзаму долить в кофе.
Каждый из нас нуждается в добром совете. Нужно считать за высшее благо возможность принять в гостях куратора в девятом часу утра выходного дня.
Как говорится, незваный куратор лучше татарина.