Арт-галерэя: Міфалагемы


Лилия Нишчик

Лилия Нишчик. Художник, скульптор. Специализация: живопись, керамика, предметный дизайн.

Творческая биография
    • Родилась в городе Минске.
    • Окончила: 1989г. - Минское художественное училище им. А. К. Глебова
    1996г. - Белорусскую государственную академию искусств.
    • 2000г. – член Белорусского союза дизайнеров (БСД)
    • 2003г. – член Белорусского союза художников (БСХ)
    • 2000г. – номинант выставки – конкурса «Новые имена», в номинации «Керамика» присвоено 3 место. Минск (Беларусь)
    • 2005г. - Лауреат выставки -конкурса «Эрос и Тонатос». Минск (Беларусь)
    • 2008г. - Стипендиат – Государственной стипендии Министерства культуры специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.
    • 2013г. - номинант республиканской выставки - конкурса «Белартдэко-2013», 2-ое триенале современного белорусского декоративно - прикладного искусства. Присвоено 3-е место в номинации «Новаторство» в категории «Профессионалы».
    • 2019г. – Благодарность Министра культуры Республики Беларусь за многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм.
Выставляется с 1988г. постоянно принимает участие в выставочных проектах БСХ, БСД, а также в симпозиумах, пленэрах, как в Беларуси, так и за рубежом.

Персональные выставки:

    • 1998г. – Минск (Беларусь), выставка керамики «Сакральный сосуд». Галерея «Славутасць» концертный зал «Минск»
    • 1999г. – Минск (Беларусь), выставка керамики «Мифы народов мира». Галерея «Славутасць» концертный зал «Минск»
    • 2000г. – Минск (Беларусь), выставка керамики «Музыка пространства». Национальный центр современного искусства
    • 2001г. – Москва (Россия), выставка керамики «Объект и пространство», ЦДХ
    • 2002г. – Минск (Беларусь), выставка керамики «Магия жизни». Галерея «Славутасць» концертный зал «Минск»
    • 2003г. – Минск (Беларусь), выставка керамики «Чайник». Галерея «Славутасць» Троицкое предместье
    • 2004г. – Минск (Беларусь), выставка керамики «Сакральный сосуд – 2». Художественная галерея «Университет культуры».
    • 2006г.- Минск (Беларусь), выставка живописи «Сонцазварот». Галерея «Славутасць» Троицкое предместье
    • 2006г. – Минск (Беларусь), выставка керамики, скульптуры « Мифы и символы». Национальный музей истории и культуры Беларуси (ныне Национальный исторический музей РБ)
    • 2009г.- Минск (Беларусь), выставка керамики «Мифы Беларуси». Национальный художественный музей Республики Беларусь, замковый комплекс «Мир».
    • 2010г—2011г.- Лида, Гродно, Слоним, Барановичи, Несвиж (Беларусь), выставочный тур «Тайное и явное» - живопись, керамика, скульптура
    • 2012г. – Минск (Беларусь), выставка скульптуры «Реальное и мифическое в скульптуре» - Национальный художественный музей Республики Беларусь, замковый комплекс «Мир»
    • 2013 г. - Минск (Беларусь), выставка скульптуры «Реальное и мифическое в скульптуре». «Музей истории города Минска. Галерея им. М. Савицкого»
    • 2019 г. – Минск (Беларусь), выставка живописи, скульптуры, керамики «Визуализация» Республиканская художественная галерея ОО БСХ «Дворец искусств»

Тема архаики интересует меня со студенческих лет, дипломный проект по окончании Белорусской государственной академии искусств также был посвящен этой теме. Погружение в смысловую символику, сопоставление артефактов способствовало рождению арт – проекта «Мифологемы Архаики Беларуси».

Недаром в потаенной глубине,
И вовсе не по прихоти искусства,
Живут непредсказуемо во мне
Забытые языческие чувства.
Микеланджело Буонаротти


Обращение к теме Архаики в современное время вполне закономерно, так как без осознания духовного богатства предков нет будущего. Рассматривая мир верований дохристианского периода, хочется подчеркнуть его скорее нравственный, чем религиозный характер. Боги - это предки, осуществляющие постоянную нравственную опеку над живущими и требующие исполнения своих заветов. Божества – это отражение добрых начал жизни, которым следует поклоняться. Культ добра и культ предков – главное содержание древних верований. Языческая идея о Роде как творце вселенной, создателе всего видимого и невидимого мира формирует понятие о Творце всего сущего.

Высокий нравственный характер языческих воззрений наших предков одухотворял их жизнь, создавая высокую духовную культуру. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. В архаичных мифах нашей Земли основной акцент делается на поклонение свету и добру, осуждение зла, на культ производительной силы как функции плодородия и продления рода. Человек и природные стихии едины, осуществляется постоянная взаимосвязь между ними, кроме того, человек несет ответственность за свои действия и окружающий его мир.

Неоархаика – одно из самых актуальных направлений современного искусства. Оно захватывает мегаполисы, где нарушены натуральные связи с природным и социальным окружением, где теряется чувство взаимосвязи с окружающим миром и осознанием бесконечной тайны всего сущего. Обращение к архаичной культуре наших предков является для современника возможностью реализовать свои эстетические, нравственные воззрения, которые сохранились в генетической памяти. Творчество связывает архаику и современного человека, эта связь осуществляется на интеллектуальном и чувственном восприятии.


Произведения Нишчик Л. Е. находятся в коллекциях:

    • Национальный центр современных искусств Республики Беларусь
    • Национальный исторический музей Республики Беларусь
    • Государственный художественный музей г. Бобруйска
    • Национальный художественный музей Республики Беларусь
    • Лидский историко – художественный музей
    • Гродненский государственный историко – археологический музей
    • Слонимский районный краеведческий музей им. И. И. Стабровского
    • Национальный художественный музея Республики Беларусь, замковый комплекс «Мир»
    • Исторический музей г. Барановичи
    • ГУ «Музей истории города Минска» галерея им. М. Савицкого
    • Национальный музей Китая
    • Государственный музей современного искусства Франции
    • Посольство Республики Беларусь во Франции, Германии, министра культуры РБ, а также в частных коллекциях Беларуси, России, Польши, Германии, Австрии, США, Франции и др.