Впору задуматься, почему на протяжении 30 лет минчане и гости столицы с возрастающим вниманием были сосредоточены на ноге Якуба Коласа? Но прежде чем ответить на этот поистине мистический вопрос, дадим толкование другим фактам и цифрам.
Легко понять, почему 23% обращали внимание на руку мальчика в 1980-е гг. К олимпиаде был открыт ресторан “На ростанях”, названный так же, как и знаменитый роман Якуба Коласа, посвященный учителю Лобановичу. В 1980-х гг. в Белорусской ССР наблюдался значительный рост школ, а Лобанович всегда был и остается образцом для каждого белорусского учителя. Совершенно ясно, почему ему посвятили хороший ресторан. Городские шутники быстро обнаружили, что один герой Коласа с площади, от находятся остановки транспорта, указывает в сторону ресторана. И все в поисках шведского стола стоимостью 3 рубля (а именно такая цена была в одном из залов, исключение составляло меню а-ля карт2) обращали внимание прежде всего на руку мальчика и безошибочно попадали в нужное место.
Этот вопрос был освещен в отдельном исследовании Центра МЭМ.
Поэтические 1990- гг., с их бурным развитием искусства, сделали актуальной фигуру Сымона-музыки. Особое внимание всегда обращало отсутствие смычка в его руке. Скрипка есть, девушка слушает музыку, - но Сымон не касается струн. Великий Азгур предвидел разгул вандализма и не хотел, чтобы его творения страдали. Мы знаем, какая печальная судьба ждет различные мелкие детали памятников: так, перо у Александра Сергеевича Пушкина (памятника над Свислочью) отламывают ежегодно, и ежегодно реставраторы вставляют ему перо по-новой.
Но кроме прагматического, у этой детали есть и глубинное значение. Сымон вообще не играет, а только воображает себя музыкантом. А Ганна не слушает, а просто прилегла и ждет, когда же он начнет играть. Такое решение усиливает лирический смысл всей композиции и настраивает на мистический лад.
Фигура девушки Ганны, как видно из таблицы, пользуется неизменным вниманием небольшого числа лиц с патологическими наклонностями. Отметим, что все указавшие на формы Ганны как привлекающие их в первую очередь были лицами мужского пола, а отвечая на вопрос, всегда гримасничали или щурились.
Великий скульптор не случайно придал девушке именно такую позу и подчеркнул ее формы. Эта единственная женская фигура во всей композиции символизирует плодородность и устойчивость (она лежит), однако не в прямом смысле, а в переносном (она лежит на животе). Иными словами, Ганна плодоносна эстетически, эта мысль динамично и ясно выражена в ее позе, однако опрашиваемые почему-то обращали внимание совсем на другое.
И, наконец, обратимся к центральной фигуре. Спину Якуба Коласа выделяли минчане 1980-х гг., потому что тогда березки еще не сильно выросли, и спина писателя казалась им огромной, особенно из окна трамвая, линия которых проходит как раз позади всей скульуптурной группы. И если другие герои повернуты на ¾ и видны с разных сторон, то Колас строго ориентирован: лицом к проспекту Ленина, спиной – ко всему остальному3. Также можно объяснить, что минчанам позднесоветских 1980-х гг. большая спина казалась символом терпеливости, выносливости, отличающей белорусов во все времена.
Подчеркнем еще раз, что симолизм великих произведений неисчерпаем. Неизменный Колас по-разному смотрел на проспект, когда тот носил имя Ленина, затем Скорины, а теперь задумчиво взирает на нашу Независимость.
Фото из материала «Кто и как моет скрипку Сымона-музыкi и усы деда Талаша на площади Якуба Коласа». Минск-новости. 10 апреля 2017 г.
Тем интереснее смещение внимания к ноге народного поэта и, более того, конкретизация этого внимания на его ботинке, что за последние 20 лет привлекает внимание 98% опрошенных (2% по-прежнему интересуются фигурой девушки Ганны, но это неизбежный процент, так как по статистике каждый пятый белорусский мужчина живет в Минске).
Нога издревле символизирует связь человека с землей и подземным миром, с природой. Нога – проводник энергии. Обратим внимание, что Колас сидит на большом валуне, и это придает фигуре еще большую устойчивость и символичность. Камень – это первооснова, начало начал и точка отсчета. Магический смысл этой первоосновы сохранен в считалке “Камень, ножницы, бумага” и, приглядевшись к памятнику, мы найдем этот смысл. Камень дан нам явно, это необходимая опора для народного поэта. Ножницы образуют его ноги, которые действительно лучше всего видны простому человеку, смотрящему на великого белорусского классика, как и положено, - снизу вверх. Перекличка слов “ноги” и “ножницы” – отзвук древней этимологии, согласно которой однокоренными словами являются “радуга” и “радость”, а что-то “бесспорное” может подсказать нам только “бес”.
Древнее значение корня “но” сохранил японский язык, в котором оно означает “умение, мастерство, талант”. Сейчас это один из видов японского театра, в котором сочетаются разные искусства.
“Га” – это японский артикль, который означает именительный падеж, но в то же время это обозначение площади. Символ площади на площади Якуба Коласа – даже странно, что прежде на это никто не обращал внимания.
Таким образом, “но” – искусство и “га” – площадь. “Искусство на площади” – так можно объяснить смысл ноги памятника.
Кроме того, ножницы означают раздвоение, развилку. Как с этим символом гармонировал ресторан! Магическая сила всего места уменьшилась с закрытием ресторана, стоящего, кстати, еще и на развилке, и с открытием в этом месте салона бытовой техники, больше подошедшей бы для площадей Максима Танка или Михася Лынькова, с его Миколкой-паровозом.
“Пятый элемент” рифмуется только с пятой точкой народного поэта, которой он опирается на символический валун. Но такой переклички не предусматривает белорусская народная культура.
Третий компонент магической считалки “бумага” вполне понятен: герои Коласа – герои литературы, они возникли на бумаге. Бумага – инструмент писателя, средство его бессмертия. Тонкая и хрупкая, она создает образы, которые много лет будоражат читателей, а будучи воплощенными в граните и бронзе – зрителей. И заметим при этом, что нормальных людей все-таки 98%.
ДАЛЕЙ