ТАЙНА ЦАРЕВНЫ НЕСМЕЯНЫ
Каждый учебный год, чтобы не заскучать, я предлагала студентам творческие задания. Например, написать монолог от лица любого фольклорного персонажа. Дадим ему слово, говорила я, пусть расскажет, что на душе. Каждый выбирал, что хотел и сочинял, как мог. Надо сказать, вдохновлялись многие. Среди работ встречались очень интересные, подчас просто удивительные. Читаешь, понимаешь, что сам никогда бы не смог так написать, и радуешься, какие талантливые студенты на филфаке.
Но не только это. Студент раскрывается перед тобой, позволяет войти в свой внутренний мир, ты начинаешь понимать его. И уважать. Вот почему я никогда не поддерживала сентенций типа, не та молодежь пошла и не тот студент. Вы просто не знаете их, думала я. Для меня творческие работы были показателем духовного и интеллектуального потенциала студентов. Не буду скрывать, ориентиром на экзамене или зачете. Ведь не секрет, что не всегда талантливый человек имеет прочную память. И наоборот: наделенный от природы прекрасной памятью не всегда может ею распорядиться, мыслить свободно, раскованно, независимо.
Все творческие работы складывались в шкаф и оставались на кафедре. Где они теперь? Их нет. Растаяли, как прошлогодний снег. До сих пор не могу себе простить, что не хранила у себя. Правда, некоторые чудом устояли перед временем.
Сегодня я извлекаю из забвенья только одну работу — студентки 1 курса отделения русского языка и литературы филологического факультета БГУ Наташи Забелло, единственный монолог от лица сказочной царевны, затерявшийся среди моих бумаг. Вероятно, Наташа сдала ее после всех, не на занятии, а где-то в коридоре. Я унесла домой два листочка формата А4 и теперь обнародую как исторический документ.
Прошло почти тридцать лет, а я прекрасно помню Наташу. Думаю, потому, что однажды она попросила разрешения уйти с последней пары. Оказалось, ей нужно на курсы: Наташа стала изучать итальянский язык. Почему, спросила я, это же такая нагрузка. Чтобы иметь больше возможностей, ответила она. И это позиция студентки начала 90-х годов прошлого века.
А вот ее сочинение. На мой взгляд, стилистически очень выдержанное. Монолог Несмеяны очень грустный. О чем он? О несвободе.
                                                              Р. М. Ковалева
МОНОЛОГ ЦАРЕВНЫ НЕСМЕЯНЫ
Уж катись, слеза, по белу лицу,
Как моя тоска по всему дворцу.
Как у батюшки да у матушки
Народилась я, несчастливая …
Народилась я — ветер в поле выл,
А крестилась я — дождик слезы лил.
Слезы лил-шумел на мою беду,
Грусть-печаль со мной, куда ни пойду.
Одевали меня, серу утицу,
В дорогой наряд белой лебедью,
Уж кормили меня, тиху горлицу,
Да заморскою винной ягодой.
Ох, у матушки да у батюшки
Я одно дитя несчастливое.
Все подруженьки красны девицы
На полянах да в танце кружатся,
Звонкой песнею забавляются,
Красной лентою похваляются.
Мне ж одной сидеть в светлой горнице,
Свою горькую думу думати.
Не дозволено царской дочери
На людях простых показатися,
В полон голос да засмеятися.
Я у милого царя-батюшки
Народилася да на горюшко,
Как сред бора-то, бора тесного
Да березонька на холме взросла,
Ее корни-то дождик вымочил.
Ох, и гнет к земле скука черная,
Уж как ест меня тоска поедом.
У дверей толпой женихи стоят
Да мою тоску разогнать хотят.
А моя тоска неизбывная,
Я и слышу их да не слушаю.
Шутки шутят все да заморские,
А забавы их непонятные.
Ах, как письма-то неразборчивы,
Все одно твердят, что в родной стране
Горевать мне век в светлом тереме,
Да как их страна — райский сад в цвету,
Только знаю, там счастья не найду.
Уж катись, слеза, по белу лицу,
Как моя тоска по всему дворцу.
Уж мне выпала доля горькая,
Доля горькая — жизнь-то царская.
Не видать-то мне друга милого,
Не загнать во дворец его силою.
Уж скрепят-то мной царский договор,
Ах, на чьей земле я ступлю на двор.
Обратиться б мне легким перышком,
Затеряться б где да под солнышком.
Ты прости-прощай сударь-батюшка,
Не видать тебе твоей Марьюшки.
А слеза течет по белу лицу,
Как моя тоска по всему дворцу.