В наше время часто приходится сталкиваться с негативным стереотипом отношения к профессии учителя. Авторитет учителя в обществе в былые времена признавался большинством учеников и родителей. Сейчас учителю гораздо тяжелее доказывать, что он «достоин уважения». На мой взгляд, в этом и особенность нашего времени, и огромная возможность для личностного роста.
Мне работа в школе дала очень многое: и опыт взаимоотношений (с учениками, коллегами, родителями), и уверенность в себе, и преодоление себя в определённых ситуациях, и посещение интересных выставок, театральных представлений, экскурсий. Конечно, к последнему пункту может быть неоднозначное отношение со стороны учителя: свои уроки подготовил, провёл, а тут ещё заставляют на выставки, экскурсии с учениками во внеурочное время ходить. Но я руководствовалась таким принципом: если выбирать самим, куда пойти или поехать, то может быть очень интересно не только ученикам, но и учителю. Мы с детьми ездили в Дудутки, Гродно, Мирский замок, в Белосток, Варшаву, Краков, Санкт-Петербург… Да и в Минске можно найти много интересного. Совсем недавно, когда водила своего ребёнка на выставку голографии, поймала себя на мысли, что с удовольствием привела бы сюда своих учеников (в данный момент я нахожусь в декретном отпуске).
Когда в 1997 году началась моя работа в школе, мне было очень интересно проводить уроки (тогда это были два пятых класса), видеть интерес и привязанность со стороны детей. Особых проблем у меня тогда в работе не возникало, но способствовало этому и очень доброжелательное отношение администрации. Вообще мне кажется, что очень важно, чтобы учителя поддержали в самом начале его пути, не отпугнули от школы «старшие товарищи-коллеги».
За все годы, что я проработала в школе, я сделала вывод, что школа – это большая школа жизни: нас учат наши ученики, коллеги, администрация, родители. Причём выстроить хорошие отношения легче всего удаётся с учениками. Всё-таки дети ещё не утратили свою искренность, и каким бы ни был учитель по своей сути – строгим, добрым, весельчаком или философом, но если он делает свою работу увлечённо и с любовью к детям, - они это почувствуют и потянутся навстречу.
Конечно, главное, где проявляет и реализует себя учитель, – это урок. Каждый урок важен для образования, воспитания и выстраивания доброжелательных, партнёрских отношений между учителем и учениками. Но есть так называемые «открытые» уроки, на которых работа с классом учителя оценивается ещё и специальной комиссией. Любой учитель особенно волнуется перед проведением таких уроков и хочет произвести наиболее благоприятное впечатление. Но нужно всегда быть готовым к тому, что, несмотря на образованность учителя, на большую предварительную подготовку к такому уроку, поддержку учеников класса, в котором проводится урок, - оценка урока членами комиссии далеко не всегда будет восторженной. С одной стороны, у каждого члена комиссии есть своё представление о нужном стиле урока, его темпе, оформлении, с другой – требования, предъявляемые к современному уроку, настолько высоки, что учителю нужно постоянно самообразовываться, чтобы быть на должном уровне. Например, трудно уже представить современный урок без грамотно составленной компьютерной презентации, хорошо организованной работы учеников в парах, в группах. Как показывает мой опыт, мало надеяться только на себя при подготовке к уроку – никогда не помешает лишний раз посоветоваться со старшими коллегами, показать наброски планируемого урока. Тогда и доброжелательно настроенных членов комиссии может стать гораздо больше.
Многие учителя не хотят брать классное руководство. И я в первые годы своей работы очень боялась этого. Такая нагрузка, ответственность, а доплата совсем небольшая! Но впоследствии, побыв классным руководителем, мне показалось, что без этого невозможно в полной мере ощутить вкус школьной жизни. Ты чувствуешь себя этаким «бездетным» учителем, приходящим учить «чужих» детей. Так что, на мой взгляд, попробовать, что это такое, нужно обязательно. В школе вместе со мной работала учительница ИЗО, и поскольку её предмет изучался один раз в неделю – классное руководство ей никто не предлагал. Она довольно спокойно и счастливо работала долгие годы. А в прошлом году ей вдруг предложили стать классным руководителем в пятом классе. Нужно, конечно, отметить, что и класс неплохой, дружный, и родители доброжелательные. Но и учительница с душой отдалась этой «нагрузке». Дети не отходят от неё, а она прямо расцвела, сейчас участвует с ними в конкурсе «Наш классный – самый классный». А в социальной сети её фотографии с учениками (размещённые с согласия родителей) смотрятся как реклама классного руководства.
Наверное, самые главные проблемы, с которыми столкнётся учитель в современной белорусской школе, - это заорганизованность учебного процесса, перегрузка программ, требование различных организаций сдавать отчёты, анкеты и т. д., не входящие в компетенцию классного руководителя. Например, я в своё время проверяла, оплачивают ли счета за квартиры определённые семьи, и, если была задолженность, должна была их убеждать заплатить, составляла отчёт. Согласна, что такие факты должен знать классный руководитель, но как прекрасно было бы, если бы соответствующие службы (ЖЭС, РОВД, исполкомы…) помогали учителю, а не взваливали кучу отчётов на его плечи, отвлекая тем самым от учебного процесса.
Для учителя-филолога очень большой сложностью является качественная проверка тетрадей. При нагрузке в одну ставку и классном руководстве проверять примерно 100 тетрадей в неделю достаточно сложно, получая при этом мизерную доплату за эту проверку.
Ещё одна серьёзная проблема, с которой столкнулись учителя, преподающие белорусский язык, – новая редакция орфографии белорусского языка, которой начали пользоваться в школах с 2010/2011 учебного года. Очень многие раздаточные материалы, тестовые задания, пособия, словари, накопленные учителями-предметниками за годы работы, стали неактуальными или требуют доработки.
Конечно, каждый увидит и оценит работу в школе по-своему, мне лишь хотелось, затронув некоторые объективные проблемы, передать свои чувства и отношение к работе учителя. Как бы тяжела ни была работа в школе, в любом случае это работа, не самая низкооплачиваемая для нашей страны, со своими плюсами и минусами. И идти на неё нужно с желанием работать, с настроением - тогда и самореализация, и отдача, и удовлетворение от работы не заставят себя ждать.
Надежда Зарецкая (Лозовская).
Я родилась в 1975 году в городе Минске. Училась в средней школе №137. В 1992 году поступила в Минский государственный педагогический институт им. М. Горького, а в 1997 году окончила Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка по специальности "учитель белорусского языка и литературы, национальной и художественной культуры". Годы учебы в университете пришлись на период возрождения белорусской культуры, поэтому учиться было очень интересно. Особое влияние оказали на меня лекции Николая Ивановича Мищенчука (белорусская литература), Алексея Владимировича Рагули (культурология), Владимира Александровича Василевича (фольклористика), Марии Тимофеевны Ковалёвой (белорусский язык). После окончания университета ещё год проучилась в магистратуре по специальности «Белорусская литература», защитила магистерскую диссертацию и получила академическую степень «Магистр педагогических наук». Работать в школе по специальности начала ещё в студенческие годы. С 2000 г. по настоящее время работаю учителем белорусского языка и литературы в средней школе №138 г. Минска. В 2005 году успешно прошла аттестацию на 1 категорию.