Евгения Логуновская. Соположение мифологической и постмодернистской поэтики в современных рок-текстах
Вікторыя Радзіеўская. Канцэптуальная функцыя абраду ініцыяцыі ў рамане Л. М. Сілка «Абрад»
Ольга Рудая. Структура мифологического пространства в «стихах ухода» В. Блаженного
ОСОБЕННОСТИ ХРОНОТОПА ВОЛШЕБНОГО ЗАМКА В ЕВРОПЕЙСКОМ РОМАНЕ: ОТ РЫЦАРСКОГО К «НОВОМУ ЧЁРНОМУ» РОМАНУ
(Цит. по: LITTERATERRA: материалы Всероссийской заочной конференции молодых учёных «Littera Terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы»/ Урал. Гос. пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 306 с.)
В литературе эпохи средневековья нередко фигурирует некий волшебный предмет, дающий власть над временем и жизнью как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Этим магическим предметом является Святой Грааль – величайшая духовная ценность всего христианского мира. Поиск Святого Грааля можно считать основной сюжетообразующей доминантой средневековых куртуазных, или рыцарских, романов, и в то же время Грааль –высшая точка самопознания героя, достигнув который рыцарь обретает свою душу. Однако прежде чем получить эту святыню, к ней нужно приблизиться, а это очень непросто, так как Грааль находится в отличном от реального пространственно-временном континууме. И здесь, говоря о литературном понятии пространства и времени, мы не можем не опираться на представление о «хронотопе», разработанное М.М. Бахтиным ещё в 1930-е гг.
Как известно, в работе М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» хронотоп определяется как «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений художественно освоенных в литературе» [Бахтин М.М. Эпос и роман. – СПб., 2000. – С.9.]. В этом определении важно выражение идеи неразрывности пространства и времени. Таким образом, «хронотоп» становится фундаментом композиционной структуры любого произведения. Поэтому, делая акцент на своеобразии пространственных образов (прежде всего, замка), мы будем иметь в виду неразрывность времени и пространства в художественной ткани произведения.
Цель данной работы – проследить связь между традицией изображения волшебного замка в рыцарском романе и трансформацией замкового пространства в романе готическом. <…>
Итак, можно выделить три стадии развития модели хронотопа замка в исследуемых жанрах.
1. В рыцарском романе встреча героя с волшебным замком является важнейшим элементом сюжетостроения, который определяет как весь дальнейший ход произведения в целом, так и логику поиска героя в частности.
2. В готическом романе роль пространства и времени замка резко изменяется: теперь мистический Замок – главный герой произведения и основной сюжетообразующий элемент. Именно на этом историко-литературном этапе, мы полагаем, можно говорить о полноценном «перерождении» пространства замка в хронотоп замка. Такая модель жанра была наиболее продуктивной с художественной точки зрения, но довольно быстро себя исчерпала.
3. В результате на примере «Дракулы» Брэма Стокера мы видим полную деформацию жанра, из которого последовательно уходила всякая сложность в расстановке акцентов и «подводных течений» в повествовании. Пространство волшебного замка становится равнодушным, то есть не несёт в себе уже абсолютно никакой семантики – ни в плане сюжетостроения, ни в плане организации системы событий произведения.
Такая ситуация не может продолжаться бесконечно: возрождение традиции европейского romance произойдёт в литературе рубежа ХХ–ХХІ веков.
Е.С. Голуб,
студентка 4 курса
факультета русского языка и литературы
Уральского государственного педагогического университета
СВОЕОБРАЗИЕ ОБРАЗА МИРА В СОЛДАТСКОМ
«ДЕМБЕЛЬСКОМ» БЛОКНОТЕ
(Цит. по: LITTERATERRA: Мжвузовский сборник аспирантских и студенческих научных трудов / Урал. Гос. пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2011. – Вып. 6. – 153 с.)
Субкультура солдат срочной службы в основных чертах оформилась приблизительно в 60-е годы ХХ века. Её важнейшая составляющая – традиционная солдатская словесность, основной формой бытования которой является «дембельский» блокнот, представляющий научный интерес для фольклористов.
Знакомство с научной литературой, посвящённой анализу «дембельских» блокнотов, позволяет сделать вывод о том, что они представляют собой цельную форму с традиционной структурой и могут восприниматься в качестве самостоятельного жанра современного письменного фольклора.
Мы разделяем мнение Н.Л. Лейдермана, полагающего, что основная функция жанра заключается в воплощении эстетической концепции мира и человека в специфическом для каждой формы художественном образе мира [Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы. – Екатеринбург, 2010. – С. 56.]. По нашему мнению, в солдатских «дембельских» блокнотах художественный образ мира вполне сложился. В чём же его своеобразие?
Главная особенность образа мира в блокнотах – его внутренняя антиномичность, он строится на противопоставлении двух миров: мира гражданской жизни, от которой солдат, составитель блокнота, дистанцирован, и мира армии, в которой он в данный момент включён. Противопоставление осуществляется в границах представлений о нормальной и ненормальной жизни. Если на «гражданке» жизнь организована разумными законами, то в армии всё вывернуто наизнанку <…>.
<…> Таким образом, мы можем говорить о сложной природе образа мира в «дембельских» блокнотах. С одной стороны, этот образ строится на противопоставлении мира армии и мира «гражданки», как неестественного, вывернутого наизнанку, и нормального, естественного. Но с другой стороны, эти два мира составляют единое целое, они взаимопроницаемы и тесно связаны между собой, поскольку само существование мирной жизни гарантируется именно фактом наличия жизни армейской. А потому и образ армии оказывается амбивалентным, двойственным, вызывает одновременно и отрицательное, ироническое отношение в силу абсурдности своей внутренней бытовой организации и положительное, уважительное отношение, обусловленное осознанием необходимости пребывания в мире «казармы» как необходимом этапе становления мужчины-солдата, защитника Родины.
Е.Н. Лобанова,
выпускница института филологии, культурологии и
межкультурной коммуникации
Уральского государственного педагогического университета (2011)